Как найти наставника и привлечь к себе внимание

У многих творческих личностей были наставники. Ведь чтобы стать Профессионалом, необходимо учиться у лучших. Но не всегда бывает так, что человек встретил наставника самопроизвольно. Тогда имеет смысл действовать самостоятельно и искать учителей — эталонов, достойных для подражания и готовых взять ученика.

Мы выявили приёмы, как происходила встреча с наставником у выдающихся личностей — как они действовали в подростковом возрасте или в юности, чтобы найти наставника.
Материал подготовили участницы КЛУБА УМНЫХ ДЕВОЧЕК: Татьяна Кыркалова, Анастасия Мещерякова, Анастасия Вдовкина, Ксения Короткевич.
I. Кто может быть наставником?
Преподаватель в школе или в университете
Часто наставником оказывается преподаватель в школе или университете. Через него ребёнок загорается интересом к предмету. Например, советский математик Николай Лузин изначально увлекался философией и литературой, а математики побаивался. Но всё изменилось, когда отец нанял ему репетитора, который использовал подход, отличающийся от подхода других учителей:
«Математика была для него не предметом зубрёжки, а методом исследования, основанном на рассуждении и воображении. Новый взгляд на математику вдохновил юного Лузина, страх перед ней бесследно исчез. Через несколько лет он стал лучшим учеником математики в Томской гимназии» [1].
В университете Николай Лузин познакомился с профессорами и благодаря ним снова был очарован математикой. «Они представили математику как творческую деятельность по раскрытию тайн».

Ещё один учёный, встретивший наставника в школе — Макс Планк, нобелевский лауреат, основоположник квантовой физики. Юноша поступил в престижную гимназию, где учитель математики вдохновил его на изучение предмета. От него Планк узнал о законе сохранения энергии [2]. Впоследствии Макс Планк написал книгу «Принцип сохранения энергии», где рассмотрел историю возникновения этого закона и вклад других учёных в его открытие.

Таким образом, наставником может стать педагог, если он — профессионал, и он не только разбирается в своём предмете, но и умеет заинтересовать в нём учеников.

Человек, который обучает профессиональной деятельности
Мэрилин Монро считала своим наставником Михаила Чехова, театрального педагога. Чехов давал актрисе возможность развить свой потенциал, в то время как на студиях девушке предлагали лишь амплуа глупой блондинки [3].

Писатель Жорж Сименон учился у известной писательницы и литературного редактора мадам Колетт [4]. Наставником балерины Майи Плисецкой была Агриппина Ваганова, которая вела в Большом театре класс для солистов балета [5].
Коллега или начальник на работе
Бывает так, что молодой человек или девушка устраиваются на работу в компанию, где работает профессионал. Им удаётся привлечь внимание профессионала благодаря своей амбициозности и трудолюбию, а он, будучи более опытным, помогает новичку освоиться в профессии.

Журналистка Эрин Барнетт в начале карьерного пути работала с Уиллоу Бэем, ветераном телевидения. Он вёл программу Moneyline, но плохо разбирался в финансах, а Эрин была его помощницей:
«Эрин поразила Уиллоу своей амбициозностью, талантом и глубокой порядочностью в профессиональных вопросах. Эрин, в свою очередь, получила возможность непосредственно наблюдать за работой умного и высокопрофессионального журналиста. Таким образом, каждый из них сумел извлечь выгоду из знаний и опыта другого» [6].
Майкл Блумберг — предприниматель и основатель информагенства Bloomberg. Сразу после окончания школы он пришёл устраиваться на работу в в компанию Salomon Brothers & Hutzler. Он встретил наставника, когда проходил собеседование:
«Шатаясь по офису, я встретил дружелюбного парня, который выделил несколько минут, чтобы со мной пообщаться. Я понятия не имел, кто это. Оказалось, что это был Уильям Саломон — управляющий партнер компании, в которую я пришел устраиваться» [7].
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Нужно быть осторожным, когда в деле замешаны деньги. Некоторые люди помогают другим только из-за коммерческой выгоды, и это нельзя назвать наставничеством.

Никола Тесла устроился работать к Томасу Эдисону. Он считал его гениальным изобретателем, восхищался им и работал очень качественно. «Работая у Эдисона, я постоянно вносил какие-то усовершенствования как в его экспериментальные образцы, так и в уже пущенные в производство», — пишет Тесла в своих дневниках [8].

Однажды Эдисон пообещал ему 50 тысяч долларов, если у него получится конструктивно улучшить электрические машины постоянного тока, придуманные Эдисоном. Никола активно взялся за работу. Эдисон одобрил все усовершенствования, но в ответ на вопрос о вознаграждении отказал Тесле, заметив, что иммигрант пока плохо понимает американский юмор.
II. Про смену наставников
Не всегда получается так, что совместная работа ученика и учителя складывается с первого раза. Бывает так, что тот человек, которого вам порекомендовали, не подходит. Не нравится методика, подход к ученику и так далее. Это нормально, главное понять, как действовать дальше, что делать во время этой ситуации. Давайте это разберем на примере с художником Рубенсом.
В историю вошли два учителя Рубенса: Адам ван Норт и Отто Вениюс. Ван Норт грубо обходился с учениками. Поэтому Рубенс обучался у него четыре года, а затем покинул его мастерскую, так как больше не мог этого выносить. Он нашёл себе другого учителя — Вениюса. Считается, что «именно Вениюс довёл Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг если не зрелости лет, то зрелости таланта».

Но от каждого наставника Рубенс что-то перенял. Характеры двух учителей были очень непохожими, но «вместе они как бы воспроизводили всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нём возможностей, с его гармонией, равновесием и единством, но только без его гения» [9].
Каждый из учителей помог ему развиваться. Поэтому имеет смысл анализировать методику, советы и умения, которые вам дает наставник, и выделять то, что вам может понадобится в дальнейшем.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Не надо спешить разрывать отношения с наставником. Просто обращайте больше внимания на нужные вам вещи, не отказывайтесь делать остальные задания. Также вы можете переговорить с наставником на эту тему. Скорее всего, он поддержит вас, и сам будет больше внимания обращать на интересующие вас вопросы.
III. Как привлечь внимание наставника с помощью инициативы, собственных знаний и разработок
Очень важно при работе с наставником проявлять инициативу. Это может сыграть роль при первой встрече, когда профессионал принимает решение, брать вас в ученики или нет. Также ваша инициатива имеет значение и при дальнейшей совместной работе — чтобы наставник видел, что он не зря вкладывает в ученика старания.
ПРИЁМ 1: Сделать разработку и показать её наставнику. Попросить рекомендации для усиления. Исправлять работу до тех пор, пока не будут устранены все недочёты.
Рассмотрим пример из биографии Жоржа Сименона, писателя, автора множества детективов. В начале карьеры он отправлял свои рассказы в парижскую газету «Матен». Несколько рассказов вернулись к нему, так как редакторы их забраковали. Но однажды его заметила и вызвала к себе мадам Колетт, известная писательница и литературный редактор. Мадам Колетт объяснила ему, что именно нужно исправить в рассказах.

«Несколько раз растерянный автор переделывал и переписывал злополучные рассказы. Наконец он отнёс их Колетт. Она вернула текст с многочисленными поправками и сокращениями. Так повторялось не раз. Колетт была неумолима, неутомима и взыскательна. “Всё ещё слишком литературно и многословно, - повторяла она. - Людям надо рассказывать о них коротко и ясно. Учитесь, малыш, рассказывать так, чтобы быть понятным каждому, а главное - проще, как можно проще и никаких красот”» [4].
После многих исправлений мадам Колетт одобрила рассказы Жоржа Сименона. С тех пор их еженедельно публиковали в газете в течение шести лет.

Мы видим, что Жорж Сименон продолжал отправлять работы, несмотря на отказы. А когда профессионал заметил его работы и дал рекомендации по усилению, писатель не ленился и исправлял их столько раз, сколько было нужно, чтобы довести результат до совершенства.
ПРИЁМ 2: Участвовать в конкурсах, проектах и других мероприятиях, где наставник может вас заметить.
Для этого подходят не все мероприятия. Есть конкурсы, где ценится не оригинальность разработки, а то, насколько работа соответствует шаблону. Антипример конкурса: все участники пишут реферат на одну и ту же тему, а затем защищают его перед жюри. После окончания конкурса эти работы больше не перечитываются и забываются навсегда.

На таком мероприятии точно не удастся найти наставника, потому что жюри не ставит себе цель найти ребят, мыслящих нестандартно и умеющих решать реально существующие проблемы. У них есть цель наградить работу, которая больше всего похожа на “идеальный реферат”.

Однако у нас пока нет рекомендаций, по каким критериям выбирать конкурс или мероприятие, чтобы найти на нём наставника. Так что рассмотрим отдельные примеры, не делая выводов.
Дизайнер Ив Сен-Лоран создавал платья для своих сестёр и матери ещё до обучения в школе дизайна. В 1954 году Сен-Лоран выиграл первую премию в конкурсе эскизов Международного секретариата по шерсти. Благодаря этому конкурсу начинающего модельера заметил Кристиан Диор. Он «нанял молодого Сен-Лорана своим ассистентом, как только увидел эскизы начинающего дизайнера (в частности потому, что они очень напоминали его собственные). Однако в течение первого года в роли ассистента Сен-Лоран выполнял простые задачи, например, декорировал студию и проектировал аксессуары. И только со временем его рисунки легли в основу моделей для кутюрных шоу» [10].
Существуют проекты, где самые талантливые и перспективные участники получают наставников, которые помогут им достичь результатов.
Например, продюсер Брайан Грейзер создал проект Imagine Impact. Писатели со всего мира могли подать заявку на обучение. «Порядка 25 человек, отобранных для Impact, получают в наставники самых опытных и ярких деятелей индустрии. Доведя свои проекты до финишной черты, они получают возможность представить их покупателям в Голливуде» [11].
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Скорее всего, не все смогут воспользоваться этим решением. Во-первых, надо найти проект, подходящий вам по теме. Во-вторых, на таких проектах можно найти человека, который поможет довести до результата разработки, которые уже у вас есть. Вполне возможно, что после этого ваше сотрудничество прекратится. То есть это будет временное наставничество.
ПРИЁМ 3: Выбрать наставника до встречи с ним. При знакомстве попросить задание, чтобы показать ваши знания и умения.
Этот приём сработает в том случае, когда вы точно знаете, в чём вам нужна помощь и кто из профессионалов может её оказать. Рассмотрим пример из биографии Софьи Ковалевской, первой женщины, ставшей профессором:
«Софья оказалась поразительно целеустремленным человеком. Карла Вейерштрасса, крупнейшего специалиста по математическому анализу, она выбрала себе в учителя совершенно сознательно, задолго до знакомства с ним. Когда это знакомство состоялось, Вейерштрассу было 54 года, он был знаменитым профессором и членом нескольких академий, учеников брать не стремился да и к женскому образованию относился скептически. Девятнадцатилетняя Софья взяла его штурмом. Вейерштрасс согласился дать ей на пробу несколько задач, а уж блестяще решить их было делом техники. В результате Вейерштрасс стал ее научным руководителем (и личным другом на всю жизнь)» [12, с. 64]
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРИЁМ СРАБОТАЛ?
Условие 1: У вас должны быть результаты в той области, в которой вы ищете наставника.

Это важно, чтобы наставник понимал, что вы уже приложили усилия и настроены на серьёзную работу. Некоторые люди допускают ошибку, воспринимая наставника как волшебную фею, которая сделает всё за них. Это неправильно. Об этой ошибке пишет Шерил Сэндберг:
«С учетом этого, я полагаю, мы зачастую указываем молодым женщинам неверное направление. Пора перестать твердить им: “Найдите наставника — и вы преуспеете!” Вместо этого мы должны говорить: “Преуспейте в чем-либо — и вы найдете наставника!”» [6].
Под результатами мы имеем в виду:

  • Знания и навыки в определённой области.
Вспомним пример про Софью Ковалевскую. Она блестяще решила задачи, которые дал ей Вейерштрасс, благодаря тому, что она разбиралась в математическом анализе. Скорее всего, прежде чем обратиться к нему, она решила много подобных задач и наработала технику. Если бы девушка просто попросила: «Научите меня математическому анализу», ничего бы не вышло, какой настойчивой она бы ни была. Настойчивость работает только в сочетании с имеющимися навыками.

  • Собственный продукт или разработка — книга, видеоролик, исследование и т.д.
Модельер Сен-Лоран представлял свои эскизы на конкурс. Писатель Жорж Сименон отправлял рассказы в газету. У каждого из них знакомство с наставником начиналось не с пустого места. Толчком для этого послужили первые результаты.

Стивен Спилберг с детства увлекался съёмкой видеороликов. В юности он пробовал себя в экспериментальном кино, но его работы многие не принимали, ведь они были сняты не по канонам классического кинематографа. В 21 год он снял короткометражку «Бредущие» и показал её одному монтажёру. Тот «отнес его Сидни Шейнбергу, вице-президенту по продукции телевизионного отделения компании «Юниверсал», и тот неожиданно решил дать парню шанс попробовать себя в настоящем деле» [13].
Условие 2: Необходимо показывать эти разработки.

Показать их можно на конкурсах, либо же лично профессионалу. Не стоит бояться отказов или критики. Ошибкой будет держать работы при себе, ведь так про них никто не узнает. Если бы Стивен Спилберг снимал кино «в стол», его бы никто не заметил.

Условие 3: Если вы получаете рекомендации от профессионала, стоит их учесть и исправить работу.

Этот пункт касается только замечаний от профессионалов. Существуют люди, которые не разбираются в теме, но любят давать советы. Их слушать не надо.

IV. Как взаимодействовать с наставником, чтобы получить помощь
Представьте такую ситуацию: вам удалось найти профессионала в теме, которой вы занимаетесь. Но может быть непонятно, как именно обратиться к нему за помощью. Как подготовиться, прежде чем задавать вопрос? Что изучить перед тем, как обращаться за помощью? Ведь если что-то сделать неправильно, можно всё испортить и получить негативную реакцию.
ПРИЁМ 1: Перед тем, как обратиться к наставнику, изучите материалы по теме — книги, лекции или статьи.
В процессе изучения отмечайте непонятные места, насчёт которых у вас возникают вопросы. Эти вопросы можно задать наставнику. В качестве примера рассмотрим случай Ари Штернфельда, одного из создателей космонавтики:
«В семнадцатилетнем возрасте Ари прочёл по-немецки популярную брошюру Альберта Эйнштейна «О специальной и общей теории относительности» (1916). <...> многое в ней осталось непонятно юноше. Вместе с другом они, после обсуждения брошюры, решили написать великому физику и вскоре получили ответ...» [12, с. 82]
Ари и его друг получили ответ от Эйнштейна именно благодаря тому, что внимательно ознакомились с его работой. Если бы молодые люди просто написали Эйнштейну «Расскажите нам о теории относительности», скорее всего, учёный не стал бы тратить на них время.

Поэтому важно показать, что вы провели серьёзную подготовку, чтобы наставник не подумал, что вы задаёте вопросы из праздного любопытства или пытаетесь использовать его вместо гугла.

Ещё один совет, который сделает общение с наставником наиболее результативным — до встречи определите, какие темы интересуют или волнуют наставника, на что он готов тратить время и силы и, исходя из этого, спланируйте вашу беседу. Так больше шансов, что он откликнется на вашу просьбу.

Шэрил Сэндберг, генеральный директор Facebook, пишет о том, как один молодой человек после её выступления в Стэнфорде рассказал ей о созданной им организации, которая помогает студентам:

«Он попросил о встрече со мной, сразу пояснив, что она займет лишь несколько минут и что он хочет, чтобы я представила его кое-каким людям, способным помочь организации шире развернуть свою деятельность. Он хорошо подготовился к разговору и отлично знал, что меня очень заботят вопросы образования» [6].
Общение наставника и подопечного приносит результаты, когда их объединяет общая цель или взгляд на проблему. Например, Михаил Чехов был наставником Мэрилин Монро. Их «объединяла ненависть к коммерческому кино, которое предлагало ей вечное амплуа глупой блондинки» [3]. Чехов видел в Мэрилин талант к более глубоким ролям и работал с ней над тем, чтобы его развить.

Ещё один пример, где фигурируют общие стремления наставника и подопечного — случай Зигмунда Фрейда. В лаборатории Физиологического института он познакомился с Йозефом Брейером.
«Он стал, — пишет Фрейд, — мне другом и помощником в трудных условиях моего существования. Мы привыкли разделять друг с другом все наши научные интересы. Из этих отношений, естественно, основную пользу извлекал я» [14]. Фрейд и Брейер вместе занимались исследованиями в области психоанализа и опубликовали книгу «Очерки об истерии».
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРИЁМ СРАБОТАЛ?
Условие 1: Тщательно изучите информацию по теме, с которой собираетесь обратиться к наставнику.

Если у наставника есть книги, лекции или статьи, особое внимание уделите им. В процессе изучения отмечайте трудные места, с которыми самостоятельно разобраться не удаётся.
Условие 2: Узнайте о профессиональных интересах наставника.

Какими разработками он занимается в настоящее время? Какие проблемы его волнуют? На что он готов тратить время?

Условие 3: Спланируйте вашу беседу.

Например, подготовьте вопросы, которые у вас возникли по ходу изучения материалов. Если же вы хотите получить не просто ответ на вопрос, а конкретную помощь, сформулируйте:
  • Что вы уже сделали?
  • В какой именно помощи вы нуждаетесь?
ПРИЁМ 2: Будьте полезными наставнику — окажите ему помощь, в которой он нуждается.
Помощь может касаться:
  • его профессиональной деятельности;
  • области его интересов или вещей, которые его волнуют.
Рассмотрим ещё один пример из книги Шэрил Сэндберг. Джастин Ософски, один из её сотрудников, проявил инициативу, когда руководство Facebook готовилось ко встрече с Walt Disney Company:
«Джастин Ософски привлек мое внимание в Facebook, когда мы готовились к первой встрече на уровне руководства с Walt Disney Company. Все наши подразделения, включая департаменты продаж, развития бизнеса и маркетинга, вносили свои предложения по организации партнерства, однако координацией никто не занимался, из-за чего наша презентация была бессистемной и малопонятной. Джастин вместо того, чтобы просто внести свое предложение, взял на себя инициативу, собрав всю группу вместе и логично объединив все идеи. С тех пор я стала, можно сказать, наставником Джастина — в данном случае это означает, что я регулярно привлекаю его к решению разнообразных задач» [6].
Ключевой момент: вклад Джастина в подготовку был больше, чем вклад всех остальных. Если бы он сделал то же, что и все остальные — внёс своё предложение, ему бы не удалось привлечь внимание Шэрил Сэндберг.

Также роль сыграл тот факт, что никто Джастина об этом не просил. Это была его идея — объединить мысли всех участников и скоординировать работу группы. Поэтому важно проявлять инициативу.

Но учитывайте потребности наставника, проявляя инициативу. Джастин заметил, где были трудности — презентация, которую составила группа, была бессистемной — и решил проблему.

Ещё один пример о том, как важно быть полезным наставнику:
В юности Александр Флеминг был отличным стрелком. В лаборатории работал молодой человек, который хотел возродить стрелковый клуб при больнице. Поэтому Флеминга пригласили работать в больницу [15].

Иногда ситуация, в которой человек оказывается полезным, происходит случайно. Томас Эдисон спас трехлетнего малыша, на которого нёсся поезд. Это был сын начальника станции. За это начальник станции обучил Эдисона телеграфному коду, который применяется на железных дорогах [16].
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРИЁМ СРАБОТАЛ?
Условие 1: Выявить проблему, которая есть у наставника. Она должна быть:

  • достаточно сложной.
Не стоит выбирать задачу, с которой наставник без труда справляется самостоятельно. Лучше выбрать сферу, где ему не так легко действовать в одиночку. В этом случае ваша помощь будет заметна. Если вы успешно справитесь с задачей, вы покажете свою компетентность.

  • значимой для наставника.
Для начальника станции было важно, что Томас Эдисон спас его сына. А вот если бы на месте сына был какой-нибудь котёнок, поступок Эдисона оказался бы незамеченным.
Условие 2: Решить проблему или внести вклад в её решение.

Поэтому стоит выбирать такие задачи, которые вам по силам.

V. Какие ошибки можно допустить при работе с наставником
ОШИБКА 1: Искать наставника, похожего на себя, как внешностью, так и характером.
Сначала может показаться, что это не ошибка. Ведь всегда проще работать с человеком похожим на тебя. Но это не так. Такого человека вообще не может быть в вашей сфере или может пройти очень много времени, пока вы его найдете. Кондолиза Райт, бывший госсекретарь США говорит:
«Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала. Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере» [17].
ОШИБКА 2: Думать, что наставник должен проводить большую часть времени со своим учеником
Хорошо, когда получается так, что наставник вкладывает много сил и времени в подопечного. Но так получается не всегда. Не всегда наставничество — это близкие отношения.
«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете прийти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», — советует Джанет Мок, автор New York Times [17].
ОШИБКА 3: Не уважать время и усилия наставника
Стоит избегать мелочей, которые могут продемонстрировать неуважение и, как следствие, испортить отношения с наставником. Пример такой мелочи — опоздание. С Мэрилин Монро произошла следующая ситуация:
«Отношения учителя и ученицы не всегда были безоблачными. В большинстве случаев конфликты возникали из-за хронических опозданий Мэрилин. Она опаздывала везде — на съемки, на интервью, на приемы... Чехов, в конце концов, предложил ей на время прекратить уроки, надеясь, что опоздания — это лишь временное явление. В ответ он получил записку следующего содержания:

"Господин Чехов! Пожалуйста, не бросайте меня пока. Я понимаю и сильно переживаю, что я испытываю Ваше терпение. Я отчаянно нуждаюсь в занятиях и Вашей дружбе. Я позвоню Вам в скором времени. С любовью. Мэрилин Монро".

Когда Мэрилин позвонила, конфликт был улажен. И Чехов старался приспособиться к расписанию Мэрилин…» [3].
Если конфликт произошёл по вине ученика, он должен сделать первый шаг, чтобы его уладить. Например, Мэрилин Монро сама поговорила с Чеховым. Если бы она этого не сделала, скорее всего, их сотрудничеству пришёл бы конец.
Источники:
  1. https://vikent.ru/enc/7530/
  2. https://www.google.ru/amp/s/indicator.ru/amp/physics/maks-plank.htm
  3. https://www.rulit.me/books/merilin-monro-zhizn-i-smert-read-356029-40.html
  4. https://vikent.ru/enc/5599/
  5. https://vikent.ru/enc/7095/
  6. Сэндберг Ш. Не бойся действовать: Женщина, работа и воля к лидер­ству / Шерил Сэндберг, Нелл Сковелл ; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 284 с.
  7. https://m.finparty.ru/opinions/34575/
  8. https://livrezon.com/publication/vzaimootnosheniya-nikoly-tesla-i-tomasa-edisona
  9. https://vikent.ru/enc/3332/
  10. https://vogue.ua/article/fashion/persona/15-faktov-o-ive-sen-lorane.html
  11. Брайан Грейзер. От Эминема до Билла Гейтса. Искусство общения и выстраивания связей — «Интеллектуальная Литература», 2020. — с. 78
  12. Аллахвердян А. Люди мира. Русское научное зарубежье / Под ред. Д. Баюка. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
  13. http://www.kino-mira.ru/luchshie-regissery/75-spilberg.html
  14. https://www.historymed.ru/encyclopedia/doctors/index.php?ELEMENT_ID=4972
  15. https://www.google.ru/amp/s/indicator.ru/amp/medicine/aleksandr-fleming.htm
  16. https://www.kommersant.ru/doc/311341
  17. https://habr.com/ru/post/295230/