Этический кодекс интервьюера
при общении с экспертами

Татьяна Кыркалова, 2022

1) О цели интервью

Я помню, что главная цель интервью — извлечь полезные знания, а не удовлетворить праздное любопытство или получить популярность за счёт аудитории эксперта.

Я иду на интервью, твёрдо понимая, что именно мне необходимо узнать. Поэтому на этапе подготовки я выбираю и формулирую конкретную тему интервью.

Я понимаю, что я извлекаю знания для того, чтобы затем ими поделиться, применив к собственной разработке или конвертировав в интеллектуальный продукт. Поэтому я продумываю, какую пользу принесёт мне интервью и как полученную информацию я смогу перенести в собственное исследование.
2) О подготовке к интервью

Я знаю, что время эксперта ценно, поэтому я качественно готовлюсь к интервью.

Я понимаю, что на часть вопросов, которые у меня возникли, я могу найти ответ самостоятельно. Поэтому я погружаюсь в тему и прорабатываю источники, чтобы не тратить время эксперта.

Я знаю, что во время проработки темы часть вопросов отпадёт, зато будут сформулированы новые — более глубокие и неочевидные.

Я обращаюсь к эксперту только в том случае, если не удалось самостоятельно найти ответ на вопрос.
3) О составлении вопросов

Я не задаю слабые вопросы:
  • вопросы на философские темы
  • провокационные вопросы
  • вопросы о чувствах и эмоциях
  • банальные вопросы с очевидным ответом
  • вопросы, на которые эксперт уже отвечал в других интервью

Я заранее составляю качественные вопросы, цель которых — извлечь знания. Я использую приёмы для составления развивающих вопросов.
4) О подготовке эксперта

Я понимаю, что эксперту необходимо время на подготовку к интервью, чтобы дать развёрнутые ответы на мои вопросы.

Я заранее уведомляю эксперта о цели, ради которой проводится интервью, и присылаю список вопросов, чтобы эксперт смог подготовиться.
5) О требованиях эксперта

Я понимаю, что эксперт может быть занят.

Я предлагаю эксперту обозначить свои требования — касательно даты и времени проведения интервью, места, формата (очно или онлайн, под запись или нет). Я учитываю требования, которые предъявит эксперт, и подстраиваюсь под них.
6) О технической готовности к интервью

Я понимаю, что тренироваться на эксперте и тратить его время зря — неуважение, поэтому я заранее прихожу на интервью и настраиваю технику.

Если интервью очное: я заранее заряжаю и настраиваю камеру и микрофон/диктофон, освобождаю место для записи. Если интервью в онлайн-формате: я проверяю, что программа для звонка работает, все обновления установлены и подключение к интернету стабильное.

Перед интервью я ещё раз убеждаюсь, что всё работает.

Я не выхожу за обозначенные временные рамки и вовремя заканчиваю интервью.
7) Об уважительном общении во время встречи

Я веду себя уважительно по отношению к эксперту, я всегда вежлива и не перебиваю.

Я понимаю, что беседа не должна переходить в формат «вопрос/ответ», что не стоит только бездумно задавать вопросы, никак не реагируя на ответы эксперта, не не добавляя собственные тезисы и не уточняя то, что мне непонятно.

Я использую технику активного слушания, чтобы показать своё участие в беседе. Я дополняю тезисы эксперта и задаю уточняющие вопросы, если какой-то тезис оказался мне непонятным.

Я стремлюсь к тому, чтобы беседа была полезна и приятна не только для меня, но и для эксперта.

Я не задаю внеплановые вопросы, которые могут поставить эксперта в неудобное положение.

Я не отхожу от темы интервью во время беседы.
8) О действиях после интервью

Я благодарна эксперту за уделённое время и за ценный опыт, которым он поделился, и выражаю эту благодарность.

Я пересматриваю/переслушиваю интервью и прорабатываю полученную информацию, чтобы составить выводы и задать вопросы по тому материалу, который остался непонятным.

Я уважаю авторские права, интеллектуальную собственность и другие законы Гражданского кодекса РФ.

Я публикую тезисы, фото и видео интервью только с согласия эксперта. Я оставляю ссылку на эксперта, если использую в своей разработке примеры, которые он приводил на интервью.

Я публикую только те тезисы, фото и видео, которые выставляют эксперта в выгодном свете и способствуют укреплению его репутации. Я слежу за тем, чтобы общение в комментариях под публикацией проходило в уважительном тоне. Я чищу негативные комментарии, если они появляются.
Некоторые встречи с экспертами, проведённые мной в рамках проекта «Научные интервью»
Исторические мифы, страхи туристов и проведение экскурсий. Интервью с Юрием Владимировичем Нежинским
Плейстоценовый парк: как создать ПЕРВУЮ В МИРЕ искусственную экосистему? Никита Сергеевич Зимов
Шизофрения, психопаты и врачебная этика. Психиатр Юрий Павлович Сиволап
Как воспитать исследователя? Педагогика творчества. Людмила Ивановна Познякова