В идеале необходимо сделать так, чтобы в ваши ответы на интервью были включены ответы на эти вопросы. Разберём на конкретном примере. Одно из моих
интервью было с Никитой Сергеевичем Зимовым, руководителем Плейстоценового парка в Якутии. В этом проекте исследователи впервые в мире создают новую, искусственную экосистему.
В другой статье я расскажу о том, как благодаря этому интервью инициативный студент-эколог заинтересовался Плейстоценовым парком и решил поехать туда на практику. Мне кажется, это яркий пример, показывающий преимущества выхода в публичное пространство для эксперта, поэтому давайте продолжим работать с этим примером.
Если быть конкретнее, студент поделился со мной тем, что интервью раскрыло деятельность Плейстоценового парка с новой стороны. Он сказал, что на выступлениях обычно обозначается некая генеральная линия проекта и общие сведения о нём, а я на интервью задавала вопросы вглубь, что выявило новые подробности.
Так вот, представим, что мы готовимся к интервью о Плейстоценовом парке, но рассчитанном именно на аудиторию студентов и молодых специалистов, то есть задача — рассказать о проекте так, чтобы амбициозные ребята...
- осознали уникальность проекта — ведь это первая попытка создать искусственную экосистему в таком масштабе — и заинтересовались им
- определили для себя, что это классная возможность поставить нужные навыки, познакомиться с ведущими профессионалами и попробовать себя в создании экосистем
- поняли, какие шаги им нужно предпринять, чтобы попасть на практику, стажировку или же трудоустроиться в проекте
Пройдёмся кратко по этим вопросам. Сначала разберём первые четыре.
Аудитория — это молодые специалисты в области экологии (возможно, и смежных областях). Создание искусственных экосистем их интересует, потому что это то, с чем они в будущем непосредственно будут работать.
Их боли и проблемы — это то, как попробовать себя в этой сфере, будучи ещё студентом или молодым специалистом, притом в интересных и полезных проектах. Руководитель парка и его команда предоставляет возможности стажировки или практики в проекте, и таким образом закрывается боль аудитории.
Соответственно, отвечая на вопросы ведущего, имеет место не просто рассказывать о проекте, но «приземлять» рассказ до потребностей аудитории, упоминать про возможности стажировок, роль молодых специалистов в проекте, говорить о том, какие ходы нужно совершить, чтобы приехать в Плейстоценовый парк в качестве практиканта.
Перейдём к следующему вопросу —
почему аудитория может доверять эксперту. С одной стороны, это задача ведущего представить героя так, чтобы подсветить его компетентность и опыт. Также качественные и детальные ответы на вопросы говорят сами за себя (ещё один показатель, почему важно готовиться к интервью). Ну и наконец, кейсы. Ничего так не демонстрирует профессиональный опыт, как то, когда эксперт делится кейсами из своей практики — это значит, что он не выдумал рекомендации из головы.
И последний вопрос —
о понимании материала аудиторией. Важно подумать о том, с помощью каких запоминающихся примеров, метафор, аналогий вы будете подавать материал. Выделим это как отдельный ход — ход №2.
Ход №2. Подготовить запоминающиеся примеры, метафоры, аналогии, объяснения, чтобы облегчить восприятие аудитории и добиться нужного вам эффекта.Почему это важно? Если воздействовать только на
информационном уровне, то есть риск, что аудитория не усвоит и не запомнит ключевые идеи — в наш век перегруза информацией. А яркие примеры и запоминающиеся метафоры отпечатаются в памяти аудитории и, возможно, зрители или читатели интервью будут пересказывать их знакомым.
Как сконструировать понятное объяснение, метафору или аналогию — это тема для отдельного материала, поэтому здесь я хочу только привести эталонный пример научных объяснений. Это книги Роберта Сапольски, одного из ведущих нейробиологов и приматологов мира.
Когда он объясняет какую-либо сложную тему, связанную с биологией, он использует словесные конструкции, которые позволяют облегчить понимание материала и представить то, о чём пишет учёный. Давайте посмотрим несколько примеров из книги «Биология добра и зла».