Как писать научпоп так, чтобы его читали? 12 секретов Роберта Сапольски
Представьте, что вы написали книгу или статью. А может быть, подготовили лекцию. Может показаться, что на этом работа завершена.

Но нет.

Задача автора — сделать так, чтобы читатель заинтересовался материалом и прочитал его. Иначе есть риск, что все труды были напрасны — всё равно что писать в стол.
Что помогает автору удерживать интерес читателей, а читателям — следить за мыслью автора?

Обратимся к признанному мастеру научно-популярных текстов — антропологу Роберту Сапольски. Я проанализировала его книгу «Биология добра и зла» и выявила приёмы написания текстов на двух уровнях:
  • Иллюстрации и объяснения
  • Речевые особенности
Материал полезен авторам книг, спикерам и лекторам, учёным и всем тем, кто хочет доносить сложные идеи доступно и понятно.
Татьяна Кыркалова
интервьюер, автор проекта «Научные интервью»
https://kyrkalova.ru/
Уровень №1. Иллюстрации и объяснения
Приём №1. Разобрать общепринятые мифы

Я часто ловлю себя на мысли, что читать про мифы интересно, потому что хочется разобраться, в чём ошибаются и заблуждаются люди — особенно когда это напрямую касается нашей жизни.

В книге автор разбирает такие мифы, как…
  • алкоголь снимает запреты и человек становится более агрессивным
  • тестостерон порождает агрессию
  • если у девушки ПМС, она агрессивна (и наоборот)
… а также многие другие.

Особенно интересно, на мой взгляд, что эти мифы как будто подвешены в воздухе: мы слышали их много раз и привыкли их воспринимать как само собой разумеющееся.
Приём №2. Объяснить, чем что-то НЕ является, указать на границы явления

Один из способов объяснить и дать представление о понятии — это рассказать о том, чем что-либо НЕ является. В выводах первой главы автор подчёркивает, о чём нейробиологические явления не сообщают. Например, нейробиология не должна доказывать очевидных вещей, а также её нельзя использовать для доказательства ощущений и мыслей.

Также автор рассматривает ограничения — границы, рамки явления. Например, в главе про гены подробно разбирается тот факт, что гены сами по себе НЕ являются руководителями биологических событий — они не определяют поведение, а, скорее, влияют на него. Притом большую роль играет именно среда, в которой развивается и существует организм.
Приём №3. Дать обзор основных исследований и прокомментировать их

Самостоятельно читателю тяжело погрузиться в контекст сферы: узнать историю её изучения и основных исследователей, разобраться, кто из них был прав, а кто ошибался. Поэтому задача автора — провести читателя через дебри и показать, что есть что.

По каждой теме Роберт Сапольски приводит обзор основных исследований, даёт комментарий и оценку к каждому:
  • что оно доказало?
  • в чём его ограничения?
  • в чём ошибался автор?
  • как результаты объясняют и помогают прогнозировать поведение людей и животных?

Например, говоря об исследованиях, посвящённых тому, как закрепляется нужное поведение, автор рассказывал о бихевиористах: о том, что они обожали всё подсчитывать и думали, что результаты приложимы ко всем видам животных.

Также он сравнивает их с этологами, которые изучали мир не в белых халатах в лаборатории, а надевали походные ботинки и отправлялись в дикую природу. Этологам Сапольски отдавал явное предпочтение, а над бихевиористами и их лидером Скиннером иронизировал.
Приём №4. Привести примеры, близкие к жизни читателя

Примеры, которые читатель может представить, помогают выстроить связку между наукой и реальной жизнью. Они иллюстрируют, как тот или иной эффект встречается в жизни читателей:
«Спросите у группы людей, какой стиральный порошок лучше; если они прямо перед этим прочитали текст со словом «океан», то они с большой вероятностью выберут порошок «Тайд» (англ. прилив), да еще станут объяснять, почему моющие качества этого порошка столь прекрасны».
Приведу другой пример: чтобы напомнить о функциях частей мозга, автор повторяет ситуации, в которых они активируются: миндалина запоминает нож грабителя, а гиппокамп — то место, где ограбление произошло.
Приём №5. Привести исторические примеры или реальные истории людей, связанные с темой главы
В продолжение предыдущего пункта: осознать то, как описываемые явления соотносятся с реальностью, помогают реальные примеры личностей, у который встречалось какое-либо отклонение или заболевание, связанное с темой главы.

Например, в разделе, посвящённом лобной коре, Сапольски рассказывает случай первого пациента с лобными повреждениями Финеаса Гейджа. Железный прут пробил ему голову. Гейдж выжил, но в его личности произошли изменения: из уравновешенного человека он превратился в капризного грубияна, не исполняющего обязательства и не способного к прежней работе.

Также Сапольски использует исторические примеры. Например, он пишет про такой эффект: анонимность снижает ощущение ответственности. Это, в том числе, доказывают исследования: в тех сообществах, где перед сражением воины стараются выглядеть одинаково, они с большей вероятностью будут издеваться над врагами.
Приём №6. Провести сравнение

Пример становится более объёмным, когда существует не «в безвоздушном пространстве», а в отношениях с другими примерами или ситуациями. Так как самому читателю сложно соотнести пример с другими случаями, если сфера для него малознакомая, то это задача автора — достроить картину и сравнить одно с другим.

Что сравнивает Роберт Сапольски при объяснении материала?

  • Сходства и различия людей и животных. Например, в разделе, посвящённом агрессии, автор пишет о том, что тенденция вымещать агрессию при сложных ситуациях на более слабых есть и у павианов, и у людей.
  • Норму и особенные случаи. Например, у многих млекопитающих эрекция — сигнал доминирования. Но не у гиен. У них наоборот она возникает от страха.

Хорошо работают сравнения крайних случаев, так как они показывают разницу между ситуациями на значительном контрасте. Например, в одном из исследований учёные монтировали записи разных криков павианов и наблюдали, как на них реагируют павианьи группы. Если исследователи воспроизводили доминирующий крик десятого по рангу павиана, а после крик послушания первого по рангу, вся группа была обескуражена.

Этот результат автор описывает такой фразой: «Вы только посмотрите, Билл Гейтс попросил милостыню у бездомного!»

В этом случае мы видим, во-первых, контрастный пример: павианы высокого и низкого ранга. Во-вторых, он сравнивается с таким же контрастным примером: два человека, которые стоят на противоположных концах шкалы дохода.
Приём №7. Проиллюстрировать результаты исследований схемами и графиками

В ряде случаев быстрее изобразить графически результаты исследований, чем описывать их текстом (хотя визуальное изображение не исключает сопроводительного текста). Это удобно и для читателя, ведь можно сразу охватить взглядом картинку и составить представление, о чём пойдёт речь в тексте.

Графики и схемы периодически встречаются в книге, и это помогает следить за мыслью автора и наглядно представлять то, что он описывает.
Надо отметить: важно использовать ряд принципов, чтобы графики и схемы наоборот не принесли вред. Проверьте, чтобы они...
  • содержали только те данные, которые относятся к описываемому явлению или эффекту
  • не были перегружены надписями, символами, рисунками — чтобы избежать ощущения визуального мусора.
Я понимаю: работать над подачей материала непросто, ведь продвигать свои результаты никто не учит. Предлагаю пройти этот путь вместе.

Начните с консультации, где мы...
  • разработаем стратегию вашего продвижения
  • составим список проектов, подкастов и мероприятий, где вы можете поучаствовать
  • вместе предпримем нужные ходы
Уровень №2. Речевые особенности
Приём №8. Создать контраст между стилями речи

Автор даёт смешные названия для некоторых эффектов или ситуаций, что создаёт контраст: с одной стороны, это научно-популярный текст, и речь идёт о серьёзных вещах, с другой стороны, названия можно отнести к разговорному стилю — ведь они звучат так, как мы бы сказали бы в разговорной речи.

Такой контраст между стилями — научный и разговорный — помогает избежать монотонности и опять же «будит» читателя.
  • «​​…эти нейропептиды усиливают материнское инстинктивное поведение, включая устрашающее рычание «за-эту-черту-ни-шагу».
  • «Только представьте: у многих млекопитающих эрекция является сигналом доминирования, мол, «пришел-мужик-с-инструментом». У гиен всё наоборот: у самца начинается эрекция, если самка его терроризирует. («Не нападай на меня! Смотри, я всего лишь безобидный самец!»)
  • «Взаимосвязь между «может быть» и склонностью к игре становится понятной в исследовании ситуации «почти получилось!», когда, например, в игровом автомате в линию собираются два из трех предметов».
Приём №9. Использовать выразительные средства: метафоры, эпитеты, олицетворение и т.п.

Выразительные средства не только делают язык повествования более живым, но и помогают наглядно представить то, о чём идёт речь. Скажем, олицетворение наделяет предметы качествами, характерными для живых существ, и читателям легче вообразить и запомнить то, что с ними связано.

Например, когда автор говорит про подростков, он описывает их лимбическую систему, загруженную на полную катушку, и кряхтящую позади лобную кору. Такие формулировки позволяют представить лимбическую систему и лобную кору как персонажей, быстрее воспринять и отпечатать в памяти их функции.
Приём №10. Предупредить о сложных моментах: «Не отключаемся!»

Когда в книге идёт долгий кусок теории, автор разбавляет его восклицанием: «не отключаемся!» или «остаёмся на линии!». На мой взгляд, это страхует от таких ситуаций, когда читатель следит глазами за текстом, но не понимает, что читает, а после приходится возвращаться и перечитывать. Такое восклицание действительно будит.
Приём №11. Иронизировать, чтобы снизить градус серьёзности

Зачастую в научных и научно-популярных текстах речь идёт о серьёзных и сложных вещах. Ирония помогает снизить градус серьёзности и на небольшой промежуток времени расслабить читателя, чтобы он с новыми силами продолжал чтение, ведь часто иронизируют именно над недостатками и делают их чем-то смешным.

Когда Сапольски рассказывает про бихевиоризм, он указывает на то, что «Скиннер из кожи вон лез», чтобы термины «бихевиористы» и «скиннерианцы» стали синонимами. На мой взгляд, это показывает Скиннера слегка тщеславным и говорит о том, что даже у великих учёных есть недостатки (хотя с точки зрения пиара это неплохой ход!)

Автор иронизирует и над собой, когда, например, пишет, что мужчины не всегда работает схема «мужчины — бей/беги, женщины — приголубь/приветь». В качестве контрпримеров он приводит Махатму Ганди и активного политика Сару Пэйлин, а затем сам же подмечает: «Приемчик дешевый, признаю; но, может, книжка будет лучше продаваться».

Самоирония — это мощный инструмент, так как она говорит о том, что автор не боится выглядеть несовершенным, и это сближает с читателями и укрепляет доверие.

В заключение этого пункта я бы добавила, что ирония помогает избежать преклонения перед авторитетами. Главное — не переборщить.
Приём №12. Сделать отсылки к культурным кодам

«Обезьяна формирует историю или история обезьяну?» — задаёт риторический вопрос автор. Вы поняли отсылку? Если да, то вы считали культурный код.

Культурные коды — это всё то, что нас окружает. Книги, фильмы, крылатые выражения и цитаты великих людей, мифы и легенды, типовые каррикатурные ситуации и многое другое. Если автор попадает в культурный код читателя, он говорит с ним на одном языке, и это способствует доверию.

Разберём несколько примеров. Мой любимый момент — это когда автор описывает то, как ухудшается здоровье павианов из-за некоторых личностных особенностей. Например, если он видит угрозу в нейтральном событии или не прибегает к обычным для вида способам справиться с фрустрацией. И далее автор подмечает: «Шикарный способ заработать деньги — читать павианам лекции на тему «Как преуспеть в бизнесе», приняв за основу все вышеперечисленное».

В этом примере автор подразумевает, что читатели представляют, какие люди обычно ходят на лекции о том, как преуспеть в бизнесе. Он проводит аналогию с павианами, отчего создаётся комический эффект. Чем не попадание в культурный код?
Другой пример. Сапольски описывает исследование, где людей просили соврать. Одно из наблюдений: чем негативнее были последствия лжи, тем дольше люди мыли руки. В связке с этими результатами, автор вспоминает леди Макбет и говорит о том, что она была не единственной, кто пытался смыть грех.

Выводы
Чтобы аудитория с большей вероятностью заинтересовалась материалом и освоила его от начала до конца, попробуйте предпринять следующие ходы в вашей книге, статье или выступлении.
На уровне иллюстраций и объяснений

  • Разобрать общепринятые мифы
  • Объяснить, чем что-то НЕ является, указать на границы явления
  • Дать обзор основных исследований и прокомментировать их
  • Привести примеры, близкие к жизни читателя
  • Привести исторические примеры или реальные истории людей, связанные с темой главы
  • Провести сравнение
  • Проиллюстрировать результаты исследований схемами и графиками
На уровне речевых особенностей

  • Создать контраст между стилями речи
  • Использовать выразительные средства: метафоры, эпитеты, олицетворение и т.п.
  • Предупредить о сложных моментах: «Не отключаемся!»
  • Иронизировать, чтобы снизить градус серьёзности
  • Сделать отсылки к культурным кодам
Не забудьте сохранить статью в закладки
(ctrl + D), если она оказалась полезной.

Остались вопросы по теме материала? Приходите на консультацию!